Цветовая схема сайта:
Обычная версия сайта

Макулодистрофия

Содержание

Макулодистрофия - это группа заболеваний, которые приводят к снижению центрального зрения и ухудшению способности различать мелкие детали. Само слово "макулодистрофия" состоит из двух латинских терминов Macula - пятно (при осмотре глазного дна центральная точка сетчатки выглядит как маленькое желтое пятнышко) и дистрофия - нарушение питания. Из названия становится понятным, что поражается центральная зона сетчатки глаза - макула, ответственная за высокую остроту зрения, различение мелких деталей (буквы при чтении, лица людей), цветовосприятие. Периферическое зрение при этом не страдает: человек сохраняет способность ориентироваться в пространстве, различать крупные предметы и их форму.

К предрасполагающим факторам возникновения данной патологии можно отнести:

• возраст - чаще всего заболевание проявляется у пожилых людей. По данным исследований, частота встречаемости этого заболевания составляет от 21% в трудоспособном и до 32-45% - в пенсионном возрасте;
  • наследственная предрасположенность - если близкие родственники страдали макулодистрофией, то, скорее всего, она проявится в последующих поколениях;
  • пол - заболевание чаще встречается у женщин;
  • курение - происходящие изменения в сосудах увеличивают риск патологических изменений;
  • наличие соматических заболеваний (например, сердечно-сосудистые заболевания или эндокринная патология);
  • длительное воздействие интенсивного, яркого солнечного света;
  • недостаток поступления omega-3 жирных кислот и темно-зеленых листовых овощей.

Формы и стадии макулодистрофии

Норма и формы макулодистрофии

На сегодняшний день принято выделять 2 формы макулодистрофии: сухую и влажную.

Сухая форма макулодистрофии

Наиболее распространена, она встречается в 9 случаях из 10.

Причиной возникновения сухой формы макулодистрофии является возникающие со временем отложения в сетчатке клеточного мусора, продуктов перекисного окисления липидов, шлаков, окисленных метаболитов витамина A и липофусцина, которые формируют образования, называемые друзами.

Сухая форма в большинстве случаев отличается благоприятным течением, медленным прогрессированием и не приводит к выраженному снижению остроты зрения.

Сухая форма имеет три стадии.

1. Ранняя - при осмотре глазного дна определяется небольшое количество друз маленького или среднего размера. Человек не предъявляет никаких жалоб.
  2. При промежуточной стадии визуализируется множество друз среднего размера, происходит постепенная атрофия пигментного эпителия сетчатки, отвечающего за ее питание. Пациенты жалуются на снижение контраста изображения и трудности при работе с мелкими деталями и текстами. Им требуется большая освещенность для осуществления привычной зрительной работы.
  3. При поздней далеко зашедшей стадии, помимо друз, происходит разрушение пигментного эпителия сетчатки, отвечающего за питание фоторецепторов центральной части сетчатки. Человек может жаловаться на исчезновение частей слов, пятен перед глазами и т.д.

Влажная форма макулодистрофии

Влажная форма ВМД возникает в 10-15 % случаев и характеризуется довольно быстрым, обычно в течение нескольких недель - месяцев, снижением остроты зрения.

Причиной возникновения влажной формы макулодистрофии является возникновения очага роста новообразованных хориокапилляров (хориоидальной неоваскуляризации). Неполноценные новообразованные сосуды, прорастая под сетчатку, начинают пропускать через свою стенку жидкость, которая, в свою очередь, вызывает отек сетчатки, развитие субретинального фиброза (образование рубца под сетчаткой) и, как следствие, снижения центрального зрения.

Существует несколько классификаций влажной формы возрастной макулодегенерации. Для описания особенностей формы новообразованных сосудов используется классификация MPS, согласно этой классификации выделяют:

1. классическая (при осмотре глазного дна определяется очаг серого или зеленоватого цвета и субретинальными геморрагиями), встречается примерно в 20% случаев ХНВ и в зависимости от локализации может быть:
    • субфовеолярной (располагается под центральной зоны сетчатки),
    • юкстафовеолярной (в 1-199 мкм от центра),
    • экстрафовеолярной (в 200 и более мкм от центра);
  2. скрытая (невидимая или оккультная - офтальмоскопически не видна, выявляется на основании данных оптической когерентной томографии и флюоресцентной ангиографии);
  3. смешанная, которая сочетает признаки классической и скрытой ХНВ и подразделяется на:
    • преимущественно классическая (более 50% площади ХНВ представлены классическим поражением) и
    • минимально классическая (классический очаг составляет менее 50% площади).

Диагностика

Главной целью диагностики и лечения пациента с ВМД является минимизация потери зрения, максимально возможное улучшение зрения и повышение качества жизни.

Основными жалобами у пациентов с возрастной макулярной дегенерацией являются искривление линий, деформация объектов, появления слепых пятен и выпадение участков поля зрения.

Простым и надежным средством проверки и самоконтроля является тест Амслера. Он проводится поочередно на каждом глазу.

Тест Амслера

При появлении характерных жалоб вам стоит незамедлительно обратиться к врачу.

При осмотре врач проведет стандартный набор обследований, включающих проверку остроты зрения и осмотр глазного дна. При подозрении на наличие возрастной макулярной дегенерации назначается ряд дополнительных исследований, таких как оптическая когерентная томография и, при необходимости, флюоресцентная ангиография сетчатки.

Оптическая когерентная томография на сегодняшний день является золотым стандартом диагностики ВМД. Это исследование позволяет получить прижизненный срез сетчатки, на котором можно различить мельчайшие изменения сетчатки:

Снимок оптической когерентной томографии при возрастной макулярной дегенерации

Сетчатка в норме

Подход к лечению макулодистрофии зависит от формы заболевания и его стадии.

При наличии сухой формы ВМД пациентам назначают витаминно-минеральные комплексы и другие биологически активные добавки, которые способствуют улучшению микроциркуляции и обмена веществ в сетчатке и замедлению прогрессирования дистрофических изменений.

При наличии у пациентов влажной формы макулодистрофии в настоящий момент применяются препараты, которые содержат блокаторы фактора роста эндотелия сосудов, препятствуют росту новообразованных сосудов.

Наши специалисты обладают большим опытом в диагностике и лечении возрастной макулярной дегенерации, а современный оптический когерентный томограф с ангиорежимом позволяет поставить диагноз быстро и точно.